"Танк Победы" отмечает юбилей
pro-tank.ru   

70 лет назад началось массовое производство ИС-2

ИС-2 вошел в историю Великой Отечественной войны
под именем "Танк Победы".

"Танк Победы"70-летие со дня начала массового выпуска тяжелого танка ИС-2 отмечают в январе на Челябинском тракторном заводе, который в настоящее время входит в состав корпорации УВЗ. Ветераны челябинского Танкограда выступают в учебных заведениях города с рассказами об этом событии, в музее ЧТЗ проходят экскурсии, посвященные знаменательной дате. Об этом сообщает пресс-служба "Уралвагонзавода", подчеркивая, что челябинцы назвали новый ИС "Танком Прорыва", а Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин, посмотрев демонстрацию опытных образцов, сказал: "На этом танке и будем заканчивать войну".

Первые ИС-2 изготовили поздней осенью 1943 года за 51 день, и уже в начале 1944 года запустили танк в серийное производство. Тяжелый танк южноуральцы поставили на конвейер первыми в мире.

В январе 1944 года из Челябинска на фронт ушли 127 ИС-2, а к концу 1944 года счет шел уже на тысячи. "Танк прорыва" на полях сражений очень скоро начали называть "Танком Победы" - имя, под которым танк вошел в историю Великой Отечественной войны.

I

Производство ИС-2
  Январь
1943  
1944 35
1945 250

II

Производство ИС-2
  Февраль
1943  
1944 75
1945 250

III

Производство ИС-2
  Март
1943  
1944 100
1945 250

IV

Производство ИС-2
  Апрель
1943  
1944 150
1945 240

V

Производство ИС-2
  Май
1943  
1944 175
1945 150

VI

Производство ИС-2
  Июнь
1943  
1944 200
1945  

VII

Производство ИС-2
  Июль
1943  
1944 225
1945  

VIII

Производство ИС-2
  Август
1943  
1944 250
1945  

IX

Производство ИС-2
  Сентябрь
1943  
1944 250
1945  

X

Производство ИС-2
  Октябрь
1943  
1944 250
1945  

XI

Производство ИС-2
  Ноябрь
1943  
1944 250
1945  

XII

Производство ИС-2
  Декабрь
1943 35
1944 250
1945  

Всего

Производство ИС-2
  Всего
1943 35
1944 2210
1945 1140

В мае 1945 года 5 ИС-2 собрал восстановленный в Ленинграде ЛКЗ. Всего за период с декабря 1943 по май 1945 года было выпущено 3390 танков ИС-2.

Танковое производство

Новый тяжелый танк создавался под руководством выдающихся конструкторов Жозефа Котина, Николая Котина, Ивана Трашутина. Организационные вопросы безукоризненно решал директор Танкограда Исаак Зальцман. В результате получилась боевая машина на 10 тонн легче немецкого танка "Тигр", но с более прочной броней, и в полтора раза мощнее. 122-мм пушка, установленная на ИС, легко пробивала обшивки немецкого "зверинца".

КВ-13

МодификацияКВ-13
Объект 233
Экипаж,чел 3
Боевой вес, кг 32400
Длина, мм (корп./полн.) 6050/6 650
Ширина, мм 2800
Высота, мм 2500
Высота линии огня, мм ?
Клиренс, мм 450
Ширина трака, мм 600 (500 для Т-34)
Уд. давл. на грунт, кг/см2 0,9
Марка орудия ЗИС-5
Калибр, мм 76,2
Длина ствола, кал. 41,6
Боекомплект, выстр. ?
Пулемет, тип х кол-во ДТх2
Боекомплект, патр. ?
Броня корпуса, мм 145-85-85
Броня, башни, мм 85-85-85
Дно и крыша, мм 20-30
Марка двигателя В-2К
Объем цилиндров, л 38,5
Мощность на валу, л.с. 600 (факт. 580)
Скорость, км/ч, макс. 60 (факт. 52)
средн. шос/прос/целина ?
Запас топлива, л. не показано
Запас хода, км, макс. не показаны
шоссе/прос./бездор.  
Угол подъема, град не показаны
Крен допустимый, град  
Ров,м  
Брод, м  
Стенка, эскарп, м  

Объект 233

МодификацияИС-1 [ИС-2]
Объект 233 ИС[234]
Экипаж,чел 4
Боевой вес, кг 38500 [39500]
Длина, мм (корп./полн.) /6990 [6480]
Ширина, мм 3030
Высота, мм 2800 [2 640]
Высота линии огня, мм 1 920 [?]
Клиренс, мм 450
Ширина трака, мм 640-650
Уд. давл. на грунт, кг/см2 ок. 0,8
Марка орудия Ф-34ИС [У-11]
Калибр, мм 76,2 [121,92]
Длина ствола, кал. 41,6 [22,7]
Боекомплект, выстр. 80 [30]
Пулемет, тип х кол-во ДТ х 3 [ДТ х 2]
Боекомплект, патр. 32 диска
Броня корпуса, мм 120-90-60
Броня, башни, мм 100-90-90
Дно и крыша, мм 20-30
Марка двигателя В-2К
Объем цилиндров, л 38,5
Мощность на валу, л.с. 600 (факт. 580)
Скорость, км/ч, макс. до 55 (факт. 47)
средн. шос/прос/целина 7
Запас топлива, л. ?
Запас хода, км, макс. ок. 180
шоссе/прос./бездор. ?
Угол подъема, град до 32
Крен допустимый, град ?
Ров,м 2
Брод, м 1,3
Стенка, эскарп, м 1,0

Объект 237

МодификацияИС-85 (ИС-1)
Объект 237
Экипаж,чел 4
Боевой вес, кг 44160
Длина, мм (корп./полн.) 6 770/8 560
Ширина, мм 3070
Высота, мм 2735
Высота линии огня, мм 1 940
Клиренс, мм 440-465
Ширина трака, мм 640-650
Уд. давл. на грунт, кг/см2 0,78
Марка орудия Д-5-Т
Калибр, мм 85
Длина ствола, кал. 52
Боекомплект, выстр. 59
Пулемет, тип х кол-во ДТхЗ
Боекомплект, патр. 2 520
Броня корпуса, мм 120-90-70
Броня, башни, мм 100-90-60
Дно и крыша, мм 20-.30
Марка двигателя В-2ИС
Объем цилиндров, л 38,88
Мощность на валу, л.с. 520
Скорость, км/ч, макс. 37
средн. шос/прос/целина 22/17/15
Запас топлива, л. 520
Запас хода, км, макс. 150
шоссе/прос./бездор. 130/120/110
Угол подъема, град 36
Крен допустимый, град 30
Ров,м 2,5
Брод, м 1,3
Стенка, эскарп, м 1,0

Объект 240

МодификацияИС-122 (ИС-2)
Объект 240
Экипаж,чел 4
Боевой вес, кг 46 080
Длина, мм (корп./полн.) 6 770/9 830
Ширина, мм 3070
Высота, мм 2 735
Высота линии огня, мм 1 940
Клиренс, мм 440-465
Ширина трака, мм 650
Уд. давл. на грунт, кг/см2 0,81
Марка орудия Д-25
Калибр, мм 121,92
Длина ствола, кал. 47,9
Боекомплект, выстр. 28
Пулемет, тип х кол-во ДТхЗ
Боекомплект, патр. 2 520
Броня корпуса, мм 120-90-90
Броня, башни, мм 110-90-90
Дно и крыша, мм 20-30
Марка двигателя В-2ИС
Объем цилиндров, л 38,88
Мощность на валу, л.с. 520-580
Скорость, км/ч, макс. 37
средн. шос/прос/целина 22/17/15
Запас топлива, л. 520
Запас хода, км, макс. 150
шоссе/прос./бездор. 130/120/110
Угол подъема, град 36
Крен допустимый, град 27
Ров,м ок. 2,3
Брод, м 1,3
Стенка, эскарп, м 1,0

Объект 248

МодификацияИС-100 (ИС-5)
Объект 248
Экипаж,чел 4
Боевой вес, кг 45 320
Длина, мм (корп./полн.) 6 770/
Ширина, мм 3070
Высота, мм 2735
Высота линии огня, мм  
Клиренс, мм 450
Ширина трака, мм 650
Уд. давл. на грунт, кг/см2 0,8
Марка орудия С-34
Калибр, мм 100
Длина ствола, кал. 53,5
Боекомплект, выстр. 36
Пулемет, тип х кол-во ДТх 2
Боекомплект, патр. ?
Броня корпуса, мм 120-90-70
Броня, башни, мм 100-90-90
Дно и крыша, мм 20-30
Марка двигателя В-2ИС
Объем цилиндров, л 38,88
Мощность на валу, л.с. 520
Скорость, км/ч, макс. 37
средн. шос/прос/целина 22/17/15
Запас топлива, л. 520
Запас хода, км, макс. 150
шоссе/прос./бездор. 130/120/110
Угол подъема, град 36
Крен допустимый, град 30
Ров,м 2,5
Брод, м 1,3
Стенка, эскарп, м 1,0

ИС-2М

МодификацияИС-2М
на 1.1.1962
Экипаж,чел 4-5
Боевой вес, кг 46 500
Длина, мм (корп./полн.) 6 770/9 820
Ширина, мм 3100
Высота, мм 2740
Высота линии огня, мм 1945
Клиренс, мм 440
Ширина трака, мм 650
Уд. давл. на грунт, кг/см2 0,82
Марка орудия Д-25-Тм
Калибр, мм 121,92
Длина ствола, кал. 47,9
Боекомплект, выстр. 35
Пулемет, тип х кол-во ДТМх2
Боекомплект, патр. 2 800
Броня корпуса, мм 120-90-90
Броня, башни, мм 110-90-90
Дно и крыша, мм 20-30
Марка двигателя В-54К I
Объем цилиндров, л 38,9
Мощность на валу, л.с. 520
Скорость, км/ч, макс. 36
средн. шос/прос/целина 22/17/15
Запас топлива, л. 580
Запас хода, км, макс. 180
шоссе/прос./бездор. ?
Угол подъема, град 36
Крен допустимый, град 27
Ров,м ок. 2,3
Брод, м 1,3
Стенка, эскарп, м 1,0

ИС-2 и ИС-3

На фото: танки ИС-2 и ИС-3

ЧТЗ29 мая 1929 года Совет Народных Комиссаров принял Постановление о строительстве тракторного завода на Урале. Во время Великой Отечественной войны ЧТЗ переименовали в Кировский завод Наркомтанкопрома в городе Челябинске и, вместе с семью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями, представлял собой танковый комбинат, позднее названный народом Танкоградом. В очень короткие сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с эвакуированными ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным - огромное производство переключилось на выпуск танков. Массовое производство танков Т-34 было освоено всего за 33 дня. Танкоград создал 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. С 1943 года на ЧТЗ выпускались самоходно-артиллерийские установки СУ-152, а затем и ИСУ-152. Всего за годы войны было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. За время Великой Отечественной войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамена ГКО за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.

ИС-2

Танки ИС на фото
Танки ИС-2 ИС-2
Танки ИС-2 в Германии,
1945 год.
ИС-2 в Восточной Померании,
март 1945 года
Танк ИС-2 ИС-2 перед Парадом Победы
ИС-2 в Праге,
10 мая 1945 года
ИС-2 перед Парадом Победы,
24 июня 1945 года
Кликните на фотографию для увеличения

Читайте также:

 

Комментарии   

 
#1 конек горбунЕк 20.01.2014 21:31
этот ИС, скорострельность низкая, неповоротливый, пока перезарядит свою "оглоблю" пушку немецкая "Пантера" раз пять жахнет, а про "Королевский тигр" вообще молчу - красава, ахнет раз и груда развалин от бронированного Сталина!
Цитировать
 
 
#2 Юдакова Наталья Викт 12.03.2014 16:57
В годы Великой Отечественной войны мой дед Малоземов Яков Петрович работал на Челябинском Тракторном Заводе мастером но сейчас я не могу получить о нем никакой информации. подскажите где я могу узнать чем он занимался и какое место в истории
Тракторного завода он оставил?
Цитировать
 
 
#3 admin 12.03.2014 17:48
Наталья Викторовна, возможно, Вам лучше обратиться в Музей ЧТЗ, который находится в Тракторозаводском районе г. Челябинска по адресу:
454007 пр. Ленина, 19, тел. 775-44-67 [вероятно, код: 8(351)]. Но у них не указана эл.почта, а страница здесь: chtz-uraltrac.ru/.../94.php

Электронная почта есть в контактах ЧТЗ-УРАЛТРАК: ;
Полностью страницу с другими контактами можно найти по этому адресу: chtz-uraltrac.ru/.../28.php
Цитировать
 
Блог

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки




Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту