Штурмовое орудие Штуг III - Техническое описание
Содержание
Штурмовое орудие Штуг III
Техническое описание
Sturmgeschütz Ausf.B - Ausf.E
Sturmgeschütz Ausf.F - Ausf.G

Техническое описание

Бронекорпус являлся интегральной частью шасси. Моторное отделение находилось в кормовой части корпуса. Радиаторы и вентиляторы монтировались с обоих сторон двигателя. От боевого отделения моторное отделяла противопожарная перегородка, в которой имелась дверца.

бронетехника вермахта

Выходной вал двигателя проходил через боевое отделение по специальному туннелю, мощность от двигателя передавалась на трансмиссию посредством муфты сцепления. В передней части трансмиссии находился механизм поворота, по бокам трансмиссии - выходные валы и тормозные механизмы. Механик-водитель располагался слева от трансмиссии. Ленивцы монтировались в задней части корпуса на съемных осях. Между ведущим колесом спереди и ленивцем сзади, находилось шесть опорных катков и три поддерживающих гусеницу ролика. Подвеска опорных катков - индивидуальная, торсионная. Гусеница набиралась из траков K.gs.6111/380/120 и прикрывалась сверху крылом.

Внешний вид боевых рубок штурмовых орудий
Sturmgeschütz Ausf.A Sturmgeschütz Ausf.B  
Sturmgeschütz Ausf.A Sturmgeschütz Ausf.B
нажмите на картинку для увеличения

Один из смотровых люков тормозных механизмов, расположенных на лобовом наклонном бронелисте корпуса использовался и как аварийный люк механика-водителя. Карбюраторный бензиновый двигатель "Майбах" HL108TR являлся дальнейшем развитием мотора HL108, который применялся на Z.W.-прототипах. За счет увеличения диаметров цилиндров с 100 до 105-мм рабочий объем двигателя возрос с 10,8 до 12 л. Коленчатый вал устанавливался на семи шариковых подшипниках. Соединительный вал имел подшипники скольжения. Мощность двигателя 300 л.с. при 3000 об./мин.

Схема подвески StuG III

Схема подвески StuG III

нажмите на схему для увеличения

Топливо размещалось в единственном топливном баке емкостью 310 л; в карбюратор горючее подавалось посредством двух механических насосов, при запуске двигателя для подачи топлива применялся электронасос. Трансмиссия - "Майбах" SRG 32 8 145, адаптированная под переднее расположение муфты сцепления. Трансмиссия имела 10 передач переднего хода и одну - заднего. Переключение передач осуществлялась в полуавтоматическом режиме. Управление трансмиссией производилось посредством вакуумного переключателя, гидравлического сцепления и гидравлической синхронизирующей системы.

Внешний вид боевых рубок штурмовых орудий
Sturmgeschütz Ausf.С/D Sturmgeschütz Ausf.E
Sturmgeschütz Ausf.С/D Sturmgeschütz Ausf.E
нажмите на картинку для увеличения

Суммарное передаточное отношение трансмиссии составляло 1:14,5; 9-я и 10-я передачи предназначались для движения на больших скоростях, но механику-водителю запрещалось превышать скорость в 40 км/ч. 21 июня 1939 года фирма "Майбах" предоставила фирме "Альгмаркише Кеттенверке ГмбХ" ("Алкетт") необходимую для производства трансмиссий документацию. В том же 1939 г. название трансмиссии изменили с "Schaltregelgctriebc" (SRG) на "VARIOREX". Электрооборудование штурмового орудия было разработано и изготавливалось фирмой "Бош", напряжение в бортовой сети - 12В. На машине были установлены две 12-волтьтовых аккумуляторных батареи "Варта-Саммлер" емкостью 105 Ампч каждая. Чтобы исключить создание помех радиоаппаратуры бортовая сеть выполнялась в соответствии со спецификацией электрозащиты Ml.

Внешний вид боевых рубок штурмовых орудий
Sturmgeschütz Ausf. F Sturmgeschütz Ausf. E
Sturmgeschütz Ausf. F Sturmgeschütz Ausf. E
нажмите на картинку для увеличения

Толщина брони лобового листа корпуса в районе места механика-водителя составляла 50- мм, лист устанавливался под углом 9 гр к вертикали. Лобовые листы корпуса и надстройки толщиной 50-мм были установлены под углами 20 гр и 50 гр к вертикали, строго вертикальные борта корпуса имели толщину 30-мм. Кормовые листы надстройки корпуса толщиной 30-мм монтировались с углами наклона 10 гр и 30 гр. Крыша толщиной 10-мм в средней часть была горизонтальной, ближе к краям -угол наклона броне листов составлял 77 гр. Кормовые листы корпуса толщиной 16-мм монтировались под углами 80-87 гр, верхний лобовой лист корпуса толщиной 15-мм монтировался горизонтально. Толщина массивной орудийной маски и бронекожуха рекуператора механизма отката ствола составляла 50-мм. На бортах надстройки предусматривалась установка наклоненных под углом 30 гр 8-мм накладных бронелистов для повышения уровня защиты машины от кумулятивных боеприпасов. Технические требования к машинам первых серий оговаривали использование только гомогенной брони.

Над боевым отделением машины имелась бронекрыша, защищавшая экипаж и внутреннее оборудование штурмового орудия от пуль и осколков. Инструмент, запасные части крепились к внутренним стенкам рубки и снаружи машины - на надгусеничных крыльях. В задней части бронекрыши имелось два люка, правый - для заряжающего и левый - командирский. Люк наводчика располагался в левой передней части крыши рубки.

75-мм пушка StuK L/24Опора орудия состояла из двух рамных конструкций, соединенных в верхней части. Задняя часть опиралась на два подкоса, установленных справа и слева от кожуха вала, соединяющего двигатель и трансмиссию. Подкосы крепились на болтах к стенкам корпуса и полу боевого отделения. Рифленый пол боевого отделения настилался поверх торсионных валов подвески опорных катков.

Основным вооружением установки являлась 75-мм пушка L/24 с длиной ствола 1766,5-мм. Масса орудия - 490 кг. Ствол орудия был унифицирован со стволом пушки, устанавливавшейся на танках PzKpfw IV Ausf.A - Ausf.F. Диапазон наведения орудия - 12гр в горизонтальной плоскости и от-10 до +20 гр. Максимальная дальность стрельбы орудия установки "Sturmgeschutz" - 6000 м. В состав боекомплекта входили следующие снаряды:

  • бронебойный 7,5-cm K.Gr.rot Pz (=385 м/с);
  • фугасный 7,5-cm Gr.34 (=420 м/с);
  • кумулятивный 7,5-cm Gr.38 НI (=450 м/с);
  • дымовой 7,5-cm Nebel-Gr.

В ценах того времени пушка стоила 9150 рейхсмарок.

Боеприпасы хранились в металлических контейнерах с быстросъемными крышками. Правее трансмиссии контейнеры размещались в четырех боеукладках, две из которых были рассчитаны на три снаряда и две - на два. Всего в боевом отделении по штату хранилось 44 75-мм снаряда. На задней стенке рубки имелись крепления для двух пистолетов-пулеметов.

бронетехника германии

Смотровой прибор механика-водителя

Смотровой прибор механика-водителя был установлен в лобовом бронелисте рубки. Смотровая щель могла закрываться бронезаслонкой. в этом случае наблюдение велось через два перископа KFF.2. обзор левого сектора пространства механик-водитель вел через щель в борту рубки. обзора вправо он не имел совсем. Наводчик мог вести наблюдение только через перископический орудийный прицел SF/14Z, вырез под оптическую головку перископу был сделан в лобовой части рубки, из-за конструктивных особенностей выреза горизонтальный сектор обзора прицела был очень ограниченным. Командир машины мог вести наблюдение за окружающей местностью через открытый люк посредством выдвижного перископа SF.14Z, в нерабочем состоянии перископ укладывался внутри боевого отделения вдоль левого борта рубки. При всех закрытых люках экипаж машины в целом имел очень ограниченный обзор.

раздел - танки вермахта

Установка прицела на "Sturmgeschütz" Ausf.E

Подпружиненное сиденье командира регулировалось по высоте специальной педалью, на максимальную высоту сиденье устанавливалось при открытом верхнем люке. Откидное сиденье заряжающего крепилось на петлях к борту рубки. Наводчик располагался на сиденье, закрепленном непосредственно на орудии.

На штурмовых орудиях первых серий устанавливались УКВ радиостанция "UKW-Empfanger". рации этого типа имели только приемник, передатчик отсутствовал. Связь между собой члены экипажа внутри машин поддерживали посредством переговорных труб.

танки германии - раздел

Радиооборудование "Sturmgeschütz" Ausf.E

Фара "Нотек" монтировалась на левом крыле, обычная, полусферическая, фара - на правом, сдвоенные щелевые габаритные огни устанавливались в кормовой части машины. Задние огни предназначались для выдерживания направления и интервала на марше ночью в составе колонны.

Если механик-водитель видел сразу четыре огня - значит он чересчур приблизился к впереди идущей машине, два огня - интервал нормальный, один огонь - машина отстает.

Серийное производство StuG III Ausf.A

Изготовление первой серии из 30 штурмовых орудий было закончено в мае 1940 года. По непонятным из сохранившихся документов причинам в июне-сентябре 1940 г. двадцать штурмовых орудий были построены на шасси нормального танка PzKpfw III. На рубках этих машин люки наводчиков имели другую конфигурацию, люки этого типа стали стандартными для машин модификации Ausf.B. Поскольку лобовая броня корпуса танка PzKpfw III имела в то время толщину 30-мм, ее пришлось усилить до стандарта штурмового орудия путем установки на болтах накладного бронелиста толщиной 20-мм.

Машины этой серии отличались, также, и наличием характерных для танков PzKpfw III аварийных люков в бортах корпуса между верхней и нижней ветвями гусениц; смотровые люки в лобовом листе корпуса были двустворчатыми, имелись бронеколпаки вентиляторов охлаждения тормозных механизмов. Несколько выше левого смотрового люка приваривался дефлектор для отражения осколков от смотровой щели механика-водителя. Ходовая часть оставалась в конфигурации, предназначенной для гусениц с траками шириной 360-мм (на оригинальных "штурмовых" шасси уже стояли траки шириной 380-мм). Как следует из официального руководства "Fahrgestell Sturmgeschutz" (7,5 cm)(Sd.Kfz. 142), датированного февралем 1944 г., эти двадцать штурмовых орудий получили обозначение Ausf.A, номера шасси находились в диапазоне 90401 -90500. Обозначение "Ausf.A", вообще-то говоря, некорректно - поскольку на этих машинах стояла оригинальная трансмиссия танка Pz.Kpfw III.

Первые штурмовые орудия производства фирмы "Алкетт" были готовы в июне 1940 г.

Программа выпуска штурмовых орудий в первые шесть месяцев серийного производства:

 
План
Факт
Принято
Июнь 1940
8
12
12
Июль 1940
22
22
12
Август 1940
32
20
10
Сентябрь 1940
24
29
29
Октябрь 1940
30
35
35
Ноябрь 1940
36
35
35


 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки




Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту