Штурмовое орудие Штуг III
Содержание
Штурмовое орудие Штуг III
Техническое описание
Sturmgeschütz Ausf.B - Ausf.E
Sturmgeschütz Ausf.F - Ausf.G

Штурмовое орудие I "Sturmgeschütz" III

StuG III;
"Штурмгешютц" III
(Sd.Kfz.142).

Штуг III

Штурмовое орудие создано фирмой "Даймлер-Бенц" на базе танка Pz-III (Т-III) и выпускалось с 1940 года как средство непосредственной поддержки пехоты. От танка оно отличалось отсутствием башни. 75-мм орудие с длиной ствола 24 калибра размещалось на специальном станке в просторной боевой рубке, смонтированной в передней части шасси, практически без изменений заимствованного у танка Т-III. На крыше рубки была установлена командирская башенка со смотровыми приборами. Штурмовое орудие оснащалось радиостанцией, танковым переговорным устройством и системой дымопуска. В ходе серийного производства штурмового орудия неоднократно производилась его модернизация как по вооружению, так и по броневой защите. Толщина лобовой брони была в конце концов увеличена с 15-мм до 80-мм. Для защиты бортов были использованы броневые экраны. Короткоствольное орудие было заменено орудием такого же калибра с длинной ствола 43 калибра, а затем и 48 калибров. База штурмового орудия использовалась также для установки 105-мм гаубицы с длиной ствола 28,3 калибра. Штурмовые орудия III поступали на вооружение бригад штурмовых орудий, танковых полков, а также истребительно-противотанковых подразделений пехотных дивизий. Всего за время производства было выпущено около 10,5 тысяч штурмовых орудий III различных модификаций.

История создания StuG III

Узнайте подробнее об истории создания Sturmgeschütz III

Официальный контракт на разработку штурмового орудия был выдан 15 нюня 1936 г. Контрактом оговаривались следующие технические требования к машине:

  • основное вооружение калибром не менее 75 м;
  • сектор обстрела орудия по горизонту не менее 30 гр без разворота всей машины;
  • угол вертикального наведения орудия должен обеспечивать поражение целей на удалении не менее 6000 м;
  • снаряды орудия должны быть способны пробивать все известные типы брони с дистанции не менее 500 м;
  •  всеракурсная бронезащита штурмового орудия, конструкция установки - безбашенная с открытой сверху рубкой. Лобовая броня должна выдерживать прямое попадание 20-мм противотанкового снаряда и иметь наклон, близкий 60 гр к вертикали, броня бортов должна быть устойчива к попаданию пуль и осколков;
  • общая высота машина не должна превышать высоты стоящего человека;
  • длина и ширина установки зависят от выбранной гусеничной базы;
  • остальные детали конструкции, боекомплект, коммуникационное оборудование, количество членов экипажа и т.д., разработчик в праве определять самостоятельно.

Как и предусматривалось спецификацией, верх рубки установки выполнялся открытым, без крыши. В 1936 г. считалось, что открытый верх даст дополнительные тактические преимущества: экипаж получает лучший обзор местности, по сравнению с экипажем танка и, кроме того, может слышать звуки работающей боевой техники противника.

Однако, в 1939 г. было принято решение перейти на вариант с полностью закрытой броней крышей установки. Конструкция с закрытым верхом стала следствием изменившихся тактических требований к штурмовому орудию. Необходимость крыши объяснялась возможным рикошетом пуль внутри боевого отделения, при обстреле машины на спусках или подъемах. Считалось, что вероятность поражения сверху установки s.Pak в движении или на месте прямым попаданием мины или снаряда очень низка. Тонкий верхний бронелист не мог устоять при прямом попадании мины 81-мм миномета или фугасного снаряда калибром 75-мм, в то же время он обеспечивал защиту членов экипажа от ручных гранат. Крыша боевого отделения не была влагонепроницаемой и не могла предотвратить попадание внутрь установки от горящей жидкости "коктейля Молотова".

Уже после разработки конструкции крыши появилось требование обеспечения стрельбы из орудия с закрытых позиций, в результате проект пришлось несколько переделать. В крыше было сделано отверстие под оптическую головку панорамного прицела. Наводчик наводил орудие, не видя цели, приказ об углах установки прицела он получал от командира батареи. Такой метод стрельбы использовался при ведении огня с закрытых позиций.

В качестве базы было выбрано шасси танка PzKpfw III. Первый прототип этого танка, известный как "Zugfurerwagen" (машина командира взвода) появился в конце 1935 г. После испытаний и проведения доработок, танк был запущен в серийное производство на заводе №40 фирмы "Даймлер-Бенц АГ" в Берлине-Мариснфельде.

С 1937 по 1939 г.г. были построены следующие серии танков PzKpfw III:

  • серия 1./ZW (номера шасси 60101-60110);
  • серия 2./ZW (номера шасси 60201-60215;
  • серия За/ZW (номера шасси 60301-60315);
  • серия Зb/ZW (номера шасси 6031666-60340);
  • серия 4/ZW (номера шасси 60401-60441, 60442-60496).
Узнайте подробнее об истории создания Sturmgeschütz III

Штурмовые орудия "0-серии"

Узнать подробнее о штурмовых орудиях 0-серии

Первые пять штурмовых орудии "0-серии" были изготовлены из обычной конструкционной стали на базе шасси танков PzKpfw III 2-й серии.

Точный учет производства управлением по вооружению до декабря 1938 г. не велся, поэтому очень сложно определить период времени, в который были построены штурмовые орудия 0-серии. Известно, что к их изготовлению привлекалось несколько фирм, в частности "Даймлер-Бенц" поставляла шасси и рубки, "Крупп" - орудия. Первые три машины были собраны к декабрю 1937 г., известно, что шасси четвертой и пятой машин были переданы 1-му танковому полку в Эрфурте 6 декабря 1937 г. Данные о том. когда фирмой "Даймлер-Бенц" были изготовлены рубки, отсутствуют. Существует документ, датированный 30 сентября 1936 г.. в котором говорится: "четыре шасси танков PzKpfw III с деревянными макетами рубок штурмового орудия должны быть подготовлены к испытаниям в апреле-мае 1937 г."

Штурмовые орудия "0-серии" отличались от машин поздних модификаций главным образом, конструкцией ходовой части, которая включала по восемь опорных катков, ведущему колесу, ленивцу и по три поддерживающих гусеницу ролика на борт. Опорные катки попарно блокировались в тележки, в свою очередь - каждые две тележки подвешивались на общей листовой рессоре: перемещение тележек в вертикальной плоскости ограничивалось обрезиненными упорами. Резкие броски тележек при движении по пересеченной местности отчасти гасились амортизаторами фирмы "Фихтель унд Захс", которые работали только при перемещении тележки вверх. Гусеница состояла из 121 трака шириной 360-мм (расстояние между пальцами - 380-мм).

В задней части корпуса монтировался 12-цилиндровый карбюраторный V-образный двигатель внутреннего сгорания "Майбах" HL108, развал блоков цилиндров составлял 60 гр, литой картер двигателя состоял из двух частей, скреплявшихся на болтах. Нижняя часть картера представляла собой масляную ванну. Двигатель развивал мощность в 230 л.с. при 2300 об./мин.

Муфта сцепления, трансмиссия и механизм поворота размещались в передней части корпуса в едином конструкционном блоке. Пятискоростная синхромеханическая трансмиссия "Афон" SFG-75 была разработана и изготавливалась фирмой "Захнрадфабрик Фридрихсхафн" (ZF).

Пять машин "0-серии" армия получила в свое распоряжение в сентябре 1939 г., поскольку рубки машины были изготовлены из обычной стали, боевое использование прототипов штурмовых орудий исключалось, они применялись для обучения экипажей. Пять экспериментальных установок, в конечном итоге, очутились в училище штурмовой артиллерии в Ютеборге, где их использовали, по крайней мере, до конца 1941 г.

Узнать подробнее о штурмовых орудиях 0-серии

Sturmgeschütz Ausf.A
(StuG III Ausf.A)

"Heereswaffenat" заключило с фирмой "Даймлер-Бенц" контракт на постройку 30 шасси для штурмовых орудий.
Номера шасси 30 установок "Sturmgeschutz" Ausf.A - 90001-90030.
В качестве базы было выбрано шасси 5./Z.W. танка PzKpfw III.

штурмовое орудие

Работы по штурмовому орудию сдерживались возникшими проблемами с трансмиссией Z.W. Управление по вооружениям постановило решением от 23 мая 1939 г., что шасси должны комплектоваться трансмиссиями, оснащенными устройствами "Hochtrieber", известными также, как "ускоряющая шестеренка". С помощью устройства "Hochtrieber " число оборотов трансмиссии могло превышать число оборотов вала двигателя. Для установки "ускоряющих шестеренок" пришлось снимать и вновь ставить надстройки, задействованных в испытаниях танков PzKpfw III. Кроме того, испытания показали ненадежность трансмиссии, которая часто ломалась. Наконец, для новой ходовой части с независимой торсионной подвеской опорных катков совершенно необходима была установка амортизаторов, которые могли изготовить не ранее июля 1939 г.

StuG III Ausf.A

Датированный 13 октября 1939 г. меморандум зафиксировал следующую ситуацию, сложившуюся с работами по боевой машине "Pz.Sfl.III (sPak)" (официальное название штурмового орудия до мая 1940 г.):

  1. Разработка машины Pz.Sfl. III (sPak) завершена, программа вступила в фазу подготовки массового производства;
  2. Изготовлено пять машин Pz.Sfl. III (sPak) со штатным вооружением, но рубкой из обычной стали;
  3. Выпуск первой серии из 30 машин Pz.Sfl. III (sPak) запланирован на декабрь 1939 г. - апрель 1940 г., выпуск 250 машин второй серии должен начаться в апреле 1940 г. с темпом изготовления 20 штурмовых орудий в месяц;
  4. Дальнейшие работы по установке Pz.Sfl. III (sPak) должны концентрироваться на интеграции в конструкцию машины 75-мм пушки с длиной ствола в 41 калибр и начальной скоростью снаряда 685 м/с. Изготовление опытного образца такой машины из обычной стали запланировано на май 1940 г.

орудие

На полигоне в Куммерсдорфе 12 декабря 1939 г. был проведен испытательный обстрел изготовленного из брони комплекта деталей штурмового орудия - рубки и орудийной маски. Для обстрела применялась 37-мм зенитная пушка, стрельбу вели снарядами массой 0,695 кг с начальной скоростью 750м/с на дистанции 100 метров.

Некоторые результаты контрольного обстрела:

  • После прямого попадания снаряда в орудийной маске образовалась трещина длиной примерно 300-мм, а установленные выше маски бронелисты корпуса сместились на 2-мм.
  • Еще два снаряда попало в верхний правый угол лобового щитка маски, а один - в самый верх маски. Эффект от этих попаданий проявился в полном разрушении сварного шва орудийной маски, болты, на которых крепится лобовой щиток маски сорваны с резьбы.

Военные проинформировали о результатах стрельб фирму "Крупп "и потребовали доработать маску.

Машины первой серии (Series I. Pz.Sfl III) собирались на заводе № 40 фирмы "Даймлер-Бенц" в Берлин-Мариенфельде:
первую собрали в декабре 1939 г.,
четыре - в январе 1940 г.,
одиннадцать - в феврале,
семь - в марте
семь - в апреле.
В соответствии с датированным январем 1940 г. меморандумом, задержки в выполнении контракта на поставку первой партии из 30 штурмовых орудий были связаны с несвоевременной поставкой первых серийных 75-мм пушек.

Планировавшееся окончание поставок первых 30 машин пришлось перенести с 1 апреля 1940 г. сначала на десятые числа того же месяца, а потом на 1 мая. На срыве сроков изготовления штурмовых орудий первой серии сказалась также Польская кампания, в ходе которой значительное количество танков PzKpfw III получили повреждения. На восстановление и ремонт танков уходили узлы и агрегаты, первоначально предназначавшиеся для штурмовых орудий. Кроме того, но ходу производства в конструкцию Pz.Sfl вносились изменения, в частности пришлось отказаться от открытого сверху боевого отделения и устанавливать крышу для защиты экипажа, множество изменений вносилось в чертежи рубки с целью улучшения обзора членов экипажа, в результате производитель бронелистов, фирма "Бранденбург Эйзенверке ГмбХ",получила чертежи слишком поздно для своевременного выполнения заказа и, к тому же, не смогла выдержать качество брони согласно спецификации. Продолжались проблемы, связанные с трансмиссией, усовершенствованная модель которой (с ускоряющей шестеренкой) занимала больший объем, теперь в трансмиссию упиралась люлька орудия.

Тактико-технические характеристики штурмовых орудий вермахта

ausf А-В

 

Модель
StuG III ausf.А-В
Войсковой индекс
Sd.Kfz.142
Производитель
"Daimler-Benz"
Боевой вес, кг
19 600
Экипаж, чел
4
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
40
- по проселку
24
Запас хода, км
 
- на шоссе
160
- на местности
100
Емкость бензобака, л
320
Длина, мм
5 480
Ширина, мм
2 950
Высота, мм
1 950
Клиренс, мм
385
Ширина гусеницы, мм
360
Двигатель, фирма
"Maybach"
Тип
HL120TR
Мощность, л.с.
300
Орудие, тип
StuK37
Калибр, мм
75
Длина ствола, кал,
24
Нач. скорость снаряда, м/с
 
- бронебойного
385
- осколочного
420
Боекомплект, выстр.
44
Пулеметы, кол-во х тип***
нет
Калибр, мм
 
Боекомплект, патронов
 
Бронирование, мм
50-30

* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuH 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой

ausf C-D

 

Модель
StuG III ausf.C-D
Войсковой индекс
Sd.Kfz.142
Производитель
"Alkett"
Боевой вес, кг
22 000
Экипаж, чел
4
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
40
- по проселку
24
Запас хода, км
 
- на шоссе
160
- на местности
100
Емкость бензобака, л
320
Длина, мм
5 500
Ширина, мм
2 950
Высота, мм
1 960
Клиренс, мм
385
Ширина гусеницы, мм
380 - 400
Двигатель, фирма
"Maybach"
Тип
HL120TRM
Мощность, л.с.
300
Орудие, тип
StuK37
Калибр, мм
75
Длина ствола, кал,
24
Нач. скорость снаряда, м/с
 
- бронебойного
385
- осколочного
420
Боекомплект, выстр.
44
Пулеметы, кол-во х тип***
нет
Калибр, мм
7,92
Боекомплект, патронов
600
Бронирование, мм
80 - 50

* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuH 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой

ausf E

 

Модель
StuG III ausf.E
Войсковой индекс
Sd.Kfz.142
Производитель
"Alkett"
Боевой вес, кг
22 050
Экипаж, чел
4
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
40
- по проселку
24
Запас хода, км
 
- на шоссе
165
- на местности
95
Емкость бензобака, л
320
Длина, мм
5 500
Ширина, мм
2 950
Высота, мм
1 960
Клиренс, мм
385
Ширина гусеницы, мм
380 - 400
Двигатель, фирма
"Maybach"
Тип
HL120TRM
Мощность, л.с.
300
Орудие, тип
StuK37**
Калибр, мм
75
Длина ствола, кал,
24
Нач. скорость снаряда, м/с
 
- бронебойного
385
- осколочного
420
Боекомплект, выстр.
50(54)
Пулеметы, кол-во х тип***
1 x MG-34
Калибр, мм
7,92
Боекомплект, патронов
600
Бронирование, мм
80 - 50

* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuH 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой

ausf F

 

Модель
StuG III ausf.F
Войсковой индекс
Sd.Kfz.142/1
Производитель
"Alkett"
Боевой вес, кг
23 200
Экипаж, чел
4
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
40
- по проселку
24
Запас хода, км
 
- на шоссе
165
- на местности
95
Емкость бензобака, л
320
Длина, мм
6 700*
Ширина, мм
2 950
Высота, мм
2 160
Клиренс, мм
385
Ширина гусеницы, мм
400
Двигатель, фирма
"Maybach"
Тип
HL120TRM
Мощность, л.с.
300
Орудие, тип
StuK40
Калибр, мм
75
Длина ствола, кал,
43
Нач. скорость снаряда, м/с
 
- бронебойного
750
- осколочного
485
Боекомплект, выстр.
44
Пулеметы, кол-во х тип***
1 x MG-34
Калибр, мм
7,92
Боекомплект, патронов
600 600
Бронирование, мм
80 - 50

* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuH 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой

ausf G

 

Модель
StuG 40 ausf.G
Войсковой индекс
Sd.Kfz.142/1
Производитель
"Alkett", "MlAG"
Боевой вес, кг
23 900
Экипаж, чел
4
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
40
- по проселку
24
Запас хода, км
 
- на шоссе
155
- на местности
95
Емкость бензобака, л
320
Длина, мм
6 700*
Ширина, мм
2 950
Высота, мм
2 160
Клиренс, мм
385
Ширина гусеницы, мм
400
Двигатель, фирма
"Maybach"
Тип
HL120TRM
Мощность, л.с.
300
Орудие, тип
StuK40
Калибр, мм
75
Длина ствола, кал,
48
Нач. скорость снаряда, м/с
 
- бронебойного
750
- осколочного
485
Боекомплект, выстр.
54
Пулеметы, кол-во х тип***
1 x MG-34
Калибр, мм
7,92
Боекомплект, патронов
600
Бронирование, мм
80 - 50

* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuH 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой

StuH 42

 

Модель
StuG 42
Войсковой индекс
Sd.Kfz.142/2
Производитель
"Alkett"
Боевой вес, кг
23 900
Экипаж, чел
4
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
40
- по проселку
24
Запас хода, км
 
- на шоссе
155
- на местности
95
Емкость бензобака, л
320
Длина, мм
6 300
Ширина, мм
2 950
Высота, мм
2 160
Клиренс, мм
385
Ширина гусеницы, мм
400
Двигатель, фирма
"Maybach"
Тип
HL120TRM
Мощность, л.с.
300
Орудие, тип
StuG 42
Калибр, мм
105
Длина ствола, кал,
28
Нач. скорость снаряда, м/с
 
- бронебойного
470
- осколочного
400
Боекомплект, выстр.
36
Пулеметы, кол-во х тип***
1 x MG-34
Калибр, мм
7,92
Боекомплект, патронов
600
Бронирование, мм
80 - 50

* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuG 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой

StuG IV

 

Модель
StuG IV
Войсковой индекс
Sd.Kfz.163
Производитель
"Krupp-Gruson"
Боевой вес, кг
23 200
Экипаж, чел
4
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
38
- по проселку
20
Запас хода, км
 
- на шоссе
210
- на местности
110
Емкость бензобака, л
430
Длина, мм
6 770
Ширина, мм
2 950
Высота, мм
2 220
Клиренс, мм
400
Ширина гусеницы, мм
400
Двигатель, фирма
"Maybach"
Тип
HL120TRM
Мощность, л.с.
300
Орудие, тип
StuK40
Калибр, мм
75
Длина ствола, кал,
48
Нач. скорость снаряда, м/с
 
- бронебойного
750
- осколочного
485
Боекомплект, выстр.
63
Пулеметы, кол-во х тип***
1 x MG-34
Калибр, мм
7,92
Боекомплект, патронов
600
Бронирование, мм
80-50

* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuG 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой



 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки




Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту