Бронеавтомобиль БА-11

Тяжелый пушечный бронеавтомобиль БА-11

Бронетехника СССРВ начале Великой Отечественной войны тяжелые бронеавтомобили БА-11, которые по своим боевым показателям значительно превосходили, находившиеся в то время на вооружении РККА БА-10, использовались на Ленинградском фронте. Однако не удалось развернуть широкое производство этого бронеавтомобиля, потому что Ижорский завод был отрезан в связи с блокадой Ленинграда. Также в начальный период войны на Подольском заводе имени Баранова была попытка выпуска бронеавтомобилей БА-11. Сравнивая огневую мощь, бронезащиту, запас хода и подвижность, можно сказать, что БА-11 имел и некоторое преимущество перед легким танком Т-26. Имея ту же мощность, тяжелый бронеавтомобиль мог развить скорость в два раза большую. Основным боевым назначением этого бронеавтомобиля должны были стать - огневая поддержка наступающей пехоты и кавалерии, усиление автобронесоединений, вооруженных средними машинами, борьба с бронеобъектами и огневыми точками врага.

В первые дни военных действий 1941 года немцами было захвачено значительное количество БА-11, которые использовались против партизан в СССР и на Балканах. Те бронеавтомобили БА-11, которые сохранились в РККА после 1942 года использовались, как бронированный транспорт для л/с и были заменены другими бронеавтомобилями.

Бронеавтомобиль

Из истории создания бронеавтомобиля БА-11

В 1936-37 гг. на Заводе имени И.В. Сталина (ЗИС) проектировалось специальное укороченное шасси ЗИС-6К с двигателем увеличенной мощности, опущенным на раме вниз, и дополнительным задним рулем. Вначале планировалось закончить изготовление опытного образца тяжелого бронеавтомобиля БА-11 к 1 декабря 1938 года, однако ЗИС смог изготовить первое шасси ЗиС-6К только 20 декабря. Конструкторы получили положительные результаты, что позволило в 1938 году (зимой) начать создание тяжелого бронеавтомобиля БА-11. Инженер А.С. Айзенберг нес ответственность за компоновку бронеавтомобиля БА-11, конструкторы же Д.В. Саломатин., Б.М. Фиттерман., В.Н. Смолин и другие - занимались шасси. В то же время под руководством А.Н. Баранова на Ижорском заводе проектировался бронекорпус, по тому времени довольно совершенный. По оценке дизайн бронеавтомобиля БА-11, в котором чувствуется мощь и динамичность, можно назвать завершенным и элегантным.

Бронеавтомобиль

Шасси ЗИС-6К с задним постом управления

  • на ЗИСе в конце 1938 года были сделаны несколько экспериментальных шасси ЗИС-34 с макетами бронекорпусов;
  • уже в 1939 году Ижорский завод выпустил первые два бронеавтомобиля БА-11;
  • после испытаний Московский завод начал работать над конвейерной сборкой шасси ЗИС-34;
  • с 1940 года по 1941 год было сделано 16 новых бронеавтомобилей БА-11.

Для справки - ЗИС/ЗИЛ:

  • 01.01.1916 - Ремонтно-производственные мастерские
  • 20.07 (02.08).1916 - Автомобильный московский завод (АМО)
  • 30.04.1923 - Автомобильный московский завод им. Ферреро
    1925 - 1-й Государственный автомобильный завод
  • 01.10.1931 - "1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина" (ЗиС).
  • 26.06.1956 - Московский дважды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод им. И. А. Лихачева (ЗиЛ).
  • 13.07.1971 - в Московский трижды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени автозавод им. И. А. Лихачева Производственное Объединение (ПО ЗИЛ).
  • 23.09.1992 - предприятие было преобразовано в Акционерное московское общество открытого типа "Завод имени И. А. Лихачева" АМО ЗИЛ.
  • 15.07.1996 - в Открытое акционерное московское общество "Завод имени И. А. Лихачева" АМО ЗИЛ.

Бронетехника СССР Второй мировой войны

Конструкция тяжелого пушечного бронеавтомобиля БА-11

БА-11 был создан по компоновочной схеме с передним расположением двигателя, двумя ведущими задними осями и двумя постами управления. Полностью закрытый корпус был сварен из катаных броневых листов, имеющих толщину 10-13 мм, установленных с большими углами наклона. Крыша и днище имели толщину 8-мм и 4-мм соответственно. Экипаж бронеавтомобиля БА-11, который состоял из четырех человек, и наиболее важные части машины были довольно неплохо защищены от попадания бронебойных пуль и осколков малокалиберных снарядов.

Нажмите на изображение для увеличения
Бронетехника
Бронеавтомобиль БА-11
Бронетехника
1 - антенна радиостанции 71-TK-1; 2 - броневой колпак перископического прицела; 3 - смотровой прибор с триплексом; 4 - колпак вентилятора; 5 - лючок флажковой сигнализации; 6 - окно телескопического прицела; 7 - смотровой прибор механика-водителя; 8 - жалюзи радиатора; 9 -смотровая щель заднего поста управления

Позади моторного отсека находилось отделение управления, где были рабочие места командира и водителя. Командир БА-11 располагался с правой стороны, где в лобовом листе корпуса был смонтирован 7,62-мм пулемет ДТ; водитель располагался - слева. Кроме ведения огня из пулемета командир бронеавтомобиля обеспечивал связь по дуплексной радиостанции 71-ТК-З. На борту корпуса находился шарнирный вывод штыревой антенны, которая могла поворачиваться вперед и укладываться вдоль передней части корпуса. Переговорное устройство ТПУ-3 использовалось для внутренней связи. Пулестойкие приборы наблюдения ПТ-К обеспечивали экипажу бронеавтомобиля БА-11 обзор; ими были оборудованы смотровые щели бронекрышки лобового окна, боковых дверей и башни.

Из отчета о полигонных испытаниях опытного образца БА-11:

..."1. Бронеавтомобиль БА-11 на шасси ЗИС-6к по надежности броневой защиты, мощности вооружения, количеству боеприпасов, прочности шасси, наличию рулевого управления, лучшей обзорности, значительно лучше БА-10 и отвечает требованиям,предъявляемым к современным бронеавтомобилям среднего типа."...

Двери неправильной формы с сильно закругленными углами в обоих бортах БА-11 предназначались для посадки экипажа; петли дверей были внутренними, а боковые поверхности машины не имели лишних деталей. Когда конструкторы разрабатывали корпус БА-11, они отступили от предыдущих форм крыши (в качестве примера - бронеавтомобили БА-6 и БА-10), которая имела ярко выраженную ступеньку. На бронеавтомобиле БА-11 крыша осталась разновысокой, однако задняя часть крыши отделения управления получила сильный скос вместо ступеньки.

На крыше боевого отделения в задней части корпуса установили, сваренную из 13-мм листов броневой стали, низкую коническую башню кругового вращения, имеющую люк полукруглой формы с откидывающейся вперед крышкой. Через данный люк можно было вести наблюдение, но в случае необходимости можно было войти в бронеавтомобиль или покинуть его.

Бронеавтомобиль
БА-11
Нажмите на изображение бронеавтомобиля для увеличения

Основное вооружение БА-11 - это 45-мм пушка 20К и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ. Возимый боекомплект имел 114 выстрелов и 3087 патронов к пулеметам. У наводчика для прицельной стрельбы были телескопический прицел ТОП (обр. 1930 г.) и перископический панорамный прицел ПТ-1 (обр. 1932 г.). Башня вращалась механическим механизмом поворота с ручным приводом.
Недостатками новой бронемашины признавали неудачное размещение снарядов (что снижало скорострельность до 5 выстрелов в минуту вместо 10-12 у БА-10), ненадежное крепление корпуса к раме и неудобную заправку горючим.

В удлиненном моторном отсеке в передней части корпуса БА-11 устанавливался ЗИС-16 - карбюраторный шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения, форсированный за счет увеличения степени сжатия, частоты вращения и улучшения наполнения цилиндров до 68,4 кВт. Его мощность с алюминиевой головкой блока достигала 72,8 кВт (99 лошадиных сил). Дублированное зажигание (от магнето и от аккумуляторной батареи) увеличивало надежность работы двигателя. Также внутри бронеавтомобиля имелся механизм ручного запуска двигателя. Для того, чтобы не создавать помех радиосвязи свечи были экранированы. 
Двигатель ЗИС-16 взаимодействовал с трансмиссией, в состав которой входили двухдисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач с демультипликатором, карданные передачи и дифференциалы. Наличие реверса в демультипликаторе в сумме давало 9 передач вперед и 6 назад, а скорость заднего хода имела 90% от переднего. Подобная силовая установка позволяла бронеавтомобилю, имеющего боевую массу 8,13 т, развивать максимальную скорость 64 км/ч на дорогах с твердым покрытием. С полными топливными баками БА-11 имел запас хода 316 км.

Из отчета о полигонных испытаниях опытного образца БА-11:

"2. Бронеавтомобиль непригоден к эксплуатации вследствие недоработки двигателя и его установке на бронеавтомобиле, в частности обеспечения надежного охлаждения и выбор степени сжатия."

В неполноприводной (6x4) ходовой части с усиленным передним мостом и подвеской на полуэллиптических рессорах использовали колеса с пулестойкими шинами типа ГК. Колеса ведущих задних осей были двухскатными и располагались в нишах, с боков их частично прикрывали плоские бронеэкраны, которые смыкались сзади с крыльями. С целью увеличения проходимости на задние скаты одевались (экипажем за 10-15 минут) вездеходные гусеницы типа "оверолл". В походном положении гусеничные ленты размещались вокруг задней части корпуса. Перед отделением управления, на бортах нижней части корпуса, крепились запасные колеса, которые свободно вращались на своих осях и при движении по пересеченной местности способствовали преодолению рвов, канав и насыпей, не позволяя бронемашине сесть на днище. Тяжелый пушечный бронеавтомобиль БА-11 мог преодолевать подъемы крутизной до 22 градусов, рвы шириной 0,9 м и броды глубиной 0,65 м. На небольших кронштейнах на передних крыльях устанавливались фары для езды в темное время суток.

В июле - августе 1940 года прошли войсковые испытания три серийных БА-11 . В выводах, доложенных Ворошилову, говорилось, что войсковые испытания БА-11 "наряду с хорошей динамикой и боевыми качествами машины выявили непрочность главных деталей коробки скоростей, демультипликатора и карданного вала".

Бронеавтомобиль

Модификация БА-11Д

Осенью 1940 года на базе бронемашины БА-11 был разработана модификация БА-11Д с шестицилиндровым дизельным двигателем ЗИС-Д-7 мощностью 70,6-72,1 кВт (96-98 л.с.) при 2200 об/мин. По причине более тяжелого двигателя масса машины увеличилась до 8,65 т, но запас хода при той же емкости топливных баков (150 л) увеличился до 420 км за счет его большей экономичности. Максимальная скорость на шоссе снизилась до 48 км/ч, но среднюю скорость на шоссе удалось поднять до 39,8 км/ч. Однако, до Великой Отечественной войны промышленности не удалось освоить дизель Д-7. Работы по дизельному бронеавтомобилю свернули весной 1941 года.

Испытания БА-11Д на НИБТ полигоне в октябре-декабре:

"1. Скорость БА-11Д (48,8 км/ч) ниже, чем у БА-11 (64,4 км/ч), что явно недостаточно для среднего бронеавтомобиля.
2. Динамические качества лучше динамических качеств БА-11.
3. Эксплуатационные показатели (средняя скорость движения, расход горючего и запас хода) лучше, чем у БА-11.
4. Проходимость БА-11Д по грязным дорогам неудовлетворительная, а местами плохая. По проходимости БА-11 и БА-11Д одинаковы".

Тактико-технические характеристики

БА-11

Модель
БА-11
Экипаж
4
Масса, кг
8130
Габаритные размеры:
 
длина, м
ширина, м
высота, м
5,295
2,49
2,39
Клиренс, м
0,265
Бронирование, мм Лоб корпуса 13 мм
Борт корпуса 10-13 мм
Корма корпуса 13 мм
Крыша и днище 4-8 мм
Башня 13 мм
Вооружение 45-мм пушка 20К
2 х 7,62-мм пулемета ДТ
Боезапас
114 выстрелов
3087 патронов
Двигатель
"ЗИС-16", карбюраторный
6-цилиндровый, 90 л.с. (66,2 кВт)
Запас хода, км
316
Макс, скорость, км/ч
64
Преодолеваемые препятствия:  
подъем, град
крен, град
ров, м
брод, м
высота стенки, м
22
24
0,9
0,65
0,3

БА-11Д

Модель
БА-11Д
Экипаж
4
Масса, кг
8650
Габаритные размеры:
 
длина, м
ширина, м
высота, м
5,295
2,49
2,39
Клиренс, м
0,265
Бронирование, мм Лоб корпуса 13 мм
Борт корпуса 10-13 мм
Корма корпуса 13 мм
Крыша и днище 4-8 мм
Башня 13 мм
Вооружение 45-мм пушка 20К
2 х7,62-мм пулемета ДТ
Боезапас
114 выстрелов
3087 патронов
Двигатель
"ЗИС-Д-7", дизельный
6-цилиндровый, 98 л.с. (72,1 кВт)
Запас хода, км
420
Макс, скорость, км/ч
48
Преодолеваемые препятствия:  
подъем, град
крен, град
ров, м
брод, м
высота стенки, м
22
24
0,9
0,65
0,3

Источники:

  • Е.Прочко "Тяжелые пушечные". (Моделист-Конструктор);
  • М.Коломиец "Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • М. Барятинский Бронетанковая техника СССР 1939-1945;
  • James Kinnear: Russian Armored Cars 1930-2000.
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки




Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту