Специальная машина 231
Содержание
Специальная машина 231
(8 RAD)

Тяжелый разведывательный бронеавтомобиль
(Schwerer Panzerspähwagen)

Sd.Kfz.231
Sd.Kfz.232
Sd.Kfz.263

бронетехника вермахта

(6 RAD).

История создания и модификации бронеавтомобиля.

Чтобы ускорить работы по созданию новых бронеавтомобилей командование рейхсвера приказало рассмотреть вопрос о возможности использования в конструкции бронемашин шасси выпускающихся серийно грузовых автомобилей. В середине 1929 года Департамент вооружений (Waffenamt WaPruef 6) выдал техническое задание на новый бронеавтомобиль. По экономическим соображениям технические требования были довольно скромными. Например, не требовалось обеспечить плавучесть бронеавтомобилей, а также возможность использования их в качестве бронетранспортеров - хотя такие требования планировали предъявить. Требования ограничивались созданием бронеавтомобиля на базе шасси существующего грузового автомобиля с приводом на две задние оси и с дополнительной рулевой колонкой в задней части машины.

К конкурсу допустили три фирмы: "Daimler-Benz AG" с шасси G 3, "Buessing-NAG" с шасси G 31 и C.D. "Magirus" с шасси М 206. Все три типа шасси были в значительной степени унифицированы и различались только в деталях.
Шасси, представленное фирмой "Daimler-Benz", отличалось от других конструкцией передней оси и усиленной системой охлаждения двигателя.
Работы по созданию корпуса и башни шли хорошо, поэтому 14 февраля 1930 года было решено провести модернизацию шасси.
17 марта 1931 года "Daimler-Benz" продемонстрировал новое шасси G 4, а 21 мая 1931 года обозначение этого шасси сменили на G За.
К началу 1932 года шасси, разрабатываемые фирмами "Daimler-Benz" и "Buessing-NAG", находились на стадии окончательной доводки. C.D. "Magirus" отставала от своих конкурентов. Кроме того, шасси третьей фирмы заметно уступало по ходовым качествам конкурирующим конструкциям.

Все три шасси имели дополнительную рулевую колонку, позволяющую двигаться назад не разворачиваясь. Шасси "Buessing-NAG" и C.D. "Magirus" оборудовались двумя приборными досками, в то время как шасси "Daimler-Benz" имело только одну приборную панель у передней рулевой колонки. Оба рулевых устройства действовали на переднюю ось. Кроме того, шасси C.D. "Magirus" позволяло двигаться задним ходом с той же скоростью, что и вперед. У шасси "Daimler-Benz" максимальная скорость заднего хода равнялась половине максимальной скорости при движении вперед, а у шасси "Buessing-NAG" этот параметр был еще хуже.

На шасси устанавливали рядные четырех- и шестицилиндровые карбюраторные двигатели жидкостного охлаждения мощностью 48-52 кВт/65-70 л.с.
В ноябре 1932 года "Waffenat" заказал 37 шасси типа G За и 16 шасси типа G 31р. Бронекорпус и башню поручили разработать фирме "Deutsche Werke AG" в Киле.
Машины первых серий оснащались бронированным кузовом, по форме напоминающим гроб, и округлой высокой башенкой. Толщина бронелистов колебалась от 8-мм до 14,5-мм. Такая броня выдерживала попадание винтовочных пуль и снарядных осколков. Масса кузова и башни составляла около 4800 кг.

Вооружение бронеавтомобиля состояло из автоматической пушки 2 cm KwK30 калибра 20 -мм и 7,92-мм пулемета "Dreyse" MG-13, размещенных в башне. Башня могла вращаться на 360°. Угол возвышения/склонения составлял +20°...-12°. Бронеавтомобили первых серий вооружались дополнительным пулеметом "Dreyse" MG-13, установленным в лобовой броне корпуса, сбоку от места механика-водителя. Прототип, созданный фирмой "Magirus" имел дополнительную ось с маленькими колесами, облегчающую преодоление преград на местности.

Первоначально бронеавтомобили получили обозначение "Gepanzerten Kraftwagen" Kfz.67, а радиофицированные бронеавтомобили - "Gepanzerten Kraftwagen" (Fu) Kfz.67a. Вскоре эти обозначения сменили на Sd.Kfz.231 и Sd.Kfz.232(Fu) 6-Rad.

Бронеавтомобили первых серий оснащались полукруглыми передними крыльями и упрощенным воздухозаборником радиатора, не защищенным бронированными жалюзи. Позднее округлые крылья уступили место крыльям угловатой формы, а воздухозаборник прикрыли при помощи бронированных жалюзи. Еще позже бронеавтомобили получили треугольный бронещиток, закрывающий ступицы колес. Бронеавтомобили, выпущенные фирмой "Magirus", отличались особой формой передней части кузова и высоко поднятыми передними крыльями.

Всего немецкие предприятия выпустили 123 "Schwere Panzer-spaehwagen" Sd.Kfz.231/232 (6-Rad).
36 построили на фирме "Daimler-Benz", 12 -на "Buessing-NAG", а остальные - на C.D. "Magirus".
Кроме того, было выпущено 28 бронеавтомобилей Panzerfunkwagen Sd.Kfz.263.
Регистрационные номера бронеавтомобилей лежали в диапазоне 30001-..., 40001-... и 50001-... .

Всего существовало три модификации бронеавтомобилей этого типа, разнящихся между собой вооружением и оснащением.

Автомобили Sd.Kfz.231 вооружались 20-мм пушкой 2 cm ВМК (Bordmaschinenkanone), переименованную позднее в 2 cm KwK.30 L/55, и 7,92-мм пулеметом "Dreyse" MG-13 или "Rheinmetall-Borsing" MG-34. Боезапас к пушке составлял 200 выстрелов, к пулемету - 1500 выстрелов. Первоначально пулемет размещался слева от пушки, затем его переставили на правую сторону. Экипаж бронеавтомобиля состоял из четырех человек, масса машины 5350 кг, максимальная скорость 70 км/ч, запас хода 300 км.

В 1937 году бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (6-Rad) уступили место новым бронемашинам Sd .Kfz.231 (8-Rad)/Sd.Kfz.232 (8-Rad).
Бронеавтомобили "Schwere Panzerspaehwagen" (Fu) Sd.Kfz.232 (6-Rad) оснащались радиостанцией. Эта машина во многом походила на Sd.Kfz.231, но имела рамочную антенну, размещенную над башней. Крепление антенны позволяло осуществлять круговое вращение башни и наводить пушку и пулемет в вертикальной плоскости. На бронемашины Sd.Kfz.232 (6-Rad) устанавливали радиостанцию FuG Spr "А".

Третьим вариантом бронемашины был "Panzerfunkwagen" Sd.Kfz.263, оснащенный радиостанцией дальнего радиуса действия и иным типом антенны. В остальном Sd.Kfz.263 практически не отличался от Sd.Kfz.232.
У Sd.Kfz.263 антенна крепилась не к центру башни и корпусу, как у Sd.Kfz.232, а к корпусу и передней части башни. Башня не вращалась, а вооружение состояло только из одного пулемета MG-34 (боезапас 600 патронов).

История создания и модификации бронеавтомобиля.

(Читайте также: "Легкий разведывательный бронеавтомобиль (специальная машина 222)".

Описание конструкции

Sd.Kfz.231/232/263 (6-Rad) представляли собой тяжелые бронеавтомобили, предназначенные для проведения разведки и поддержки пехоты. Это были дорожные бронеавтомобили, рассчитанные на эксплуатацию в местности с развитой дорожной сетью. Проходимость бронеавтомобилей этих типов оставляла желать лучшего.

 

Корпус.

Корпус бронеавтомобилей собирался из гетерогенных бронеплит толщиной 8 (борта, крыша) и 14,5 (лобовая броня) мм. Технологически корпус собирался из трех частей, соединявшихся между собой при помощи сварки. Кузов имел многоугольную форму с наклонно расположенными бортами. Броня выдерживала попадание пуль и осколков. Каркас кузова сваривался из тавровых профилей.

Бронеавтомобиль

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (6-Rad).

В передней части корпуса размещалось двигательное отделение. Боевое отделение занимало среднюю и заднюю часть корпуса. В боевом отделении располагались передняя и задняя рулевые колонки. Экипаж - четыре человека: командир, механик-водитель, радист и наводчик.
Экипаж Sd.Kfz.263 насчитывал пять человек - пятым был дополнительный радист.

Двигатель был закрыт бронелистами. В верхней и боковых стенках капота находились закрытые крышками люки, обеспечивающие доступ к двигателю. Внутрь боевого отделения можно было попасть через двери в бортах кузова. Обзор с переднего места механика водителя обеспечивали четыре смотровые щели с вкладкой из бронестекла. Заднее водительское место оборудовалось только тремя щелями: две по бокам и одна сзади.

На передних крыльях крепились габаритные штыри и фары. Радиатор закрывали регулируемые бронированные жалюзи. Переднее и заднее место водителя оборудовалось вентиляционными люками, прикрытыми сверху бронеколпаком. Сзади располагались позиционные огни.
К крыльям прикреплялись металлические контейнеры с запасными частями. В бортах кузова также располагались контейнеры, на наружной стенке бортовых контейнеров устанавливались габаритные огни.

Sd Kfz 231 (6-Rad)

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (6-Rad).

Башня.

Каркас башни собирался из стальных профилей и обшивался бронелистом толщиной 8-мм. Лобовой лист брони (маска пушки) достигала толщины 14,5-мм. На крыше башни находился двухстворчатый люк, и станок для крепления зенитного пулемета. По бокам башни располагались две смотровые щели. Вращение башни осуществлялось вручную. В башне размещалось вооружение - мелкокалиберная пушка и пулемет (у Sd.Kfz.263 - только пулемет). По бокам башни изнутри крепились магазины с боеприпасами. В задней стенке башни был проделан эвакуационный люк.

Силовая установка.

Бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232/263 (6-Rad) оснащались четырех- и шестицилиндровыми карбюраторными двигателями жидкостного охлаждения.
Сцепление - двудисковое "Fichtel & Sachs" G230 КМ или G238 КНМ с гидроуправлением. Двигатели оснащались одним двухкамерным карбюратором "Solex" 40 BFLH (Magirus), 40 "MMOVS" (Buessing-NAG) или "Zeriitn" (Daimler-Benz). В качестве топлива двигатель использовал бензин OZ 74 с октановым числом 74. Емкость двух топливных баков 90-110 л. Расход топлива 35-40 л на 100 км. Расход масла около 1 л на 100 км.

Бронеавтомобиль

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (6-Rad).

Коробка передач механическая "Daimler-Benz" "Maybach" DSG 40, "Zahnradfabrick" или "Buessing-NAG" - пять передач вперед и задний ход. Переключение передач осуществлялось при помощи рычага, расположенного справа от места механика-водителя. Тормоза механического типа. Ручной тормоз действовал на заднюю ось (Daimler-Benz) или КПП (Magirus).

Шасси.

Ходовая часть - шесть колес, подвешенных к раме при помощи маятников и амортизированных при помощи плоских рессор. Ведущими были две задние оси. Рулевое управление действовало на переднюю ось. Обе задние оси несли сдвоенные колеса. Проводились испытания бронеавтомобиля на базе шасси G 3а со сдвоенными колесами на передней оси. Шины - типа "Continental" резиновые, пневматические, низкого давления, размером 6,0x20. Ступицы колес штампованы из металлического листа и защищены дополнительной броней толщиной 4-мм. Колеса накачивались при помощи ножного насоса.

Бронеавтомобиль

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.232 (Fu)(6-Rad).

В задней части корпуса крепилось запасное колесо. Бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232 (6-Rad) производства компании "Magirus" оснащались дополнительными роликами, установленными под днищем, облегчавшим преодоление преград.

Вооружение.

Вооружение бронеавтомобилей состояло из 20-мм пушки "Bordkanone" 30, в дальнейшем переименованной в 2 cm KwK30 L/55 (длина ствола 1100-мм). Это была автоматическая пушка с воздушным охлаждением ствола и магазинным питанием (10 выстрелов). Теоретическая скорострельность составляла 280 выстрелов в минуту, а практическая -100 выстрелов в минуту.

Маска пушки позволяла осуществлять вертикальную наводку в секторе -12°...+20°. Пушка могла также вести огонь бронебойными снарядами PzGr (начальная скорость 780 м/с) и подкалиберными PzGr 40 (1050 м/с).
20-мм бронебойный снаряд пробивал на дистанции 500 метров броню толщиной 14-мм, расположенную под углом 30°. На дистанции 100 метров бронепробиваемость составляла 20-мм. Подкалиберный снаряд пробивал со 100 метров броню толщиной до 49-мм, а с 500 м -до 20-мм. Боезапас составлял 200 выстрелов.

Бронеавтомобиль

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.232 (Fu)(6-Rad).

Кроме пушки, бронеавтомобиль был вооружен пулеметом "Dreyse" MG-13 калибра 7,92-мм. Пулемет располагался в башне и был спарен с пушкой. Масса танковой модификации пулемета составляла 8,76 кг, длина ствола - 1340-мм. Начальная скорость легкой пули -890 м/с, теоретическая скорострельность - 530-600 выстрелов в минуту, эффективная дальность огня - 2000 метров. Пулемет имел магазинное питание, емкость коробчатого магазина - 25 патронов. Охлаждение пулемета осуществлялось окружающим воздухом.

Советские бронеавтомобили БА-6/БА-10 были вооружены двумя 7,62-мм пулеметами ДТ и 45-мм пушкой. Вооружение бронеавтомобиля М8 "Greyhound" состояло из 37-мм пушки М6 и 1-2 пулеметов "Browning" калибра 7,62 или 12,7-мм.

Бронеавтомобиль

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.232 (Fu)(6-Rad).

Электрооборудование.

Электропроводка - одножильная, защищенная предохранителями, рабочее напряжение 12В. Генератор "Bosch" FQA 300/12-600 мощностью 300Вт. На Sd.Kfz.263 устанавливали генератор "Bosch" мощностью 600Вт. Стартер "Bosch" BJH 1,4/12 или "Bosch" DZR 2/ЗХ. Зажигание - электрическое. Кроме электрического стартера существовала возможность пуска двигателя при помощи рукоятки, соединявшейся непосредственно с валом двигателя.

Дополнительным источником тока служила аккумуляторная батарея "Bosch" емкостью 110 Ампч напряжением 12В.
Электрическое питание имела подсветка приборной панели, задние огни, фары, звуковой сигнал, радиостанция, а также спуск пушки и пулемета.

Бронеавтомобиль

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.263 (6-Rad).

Оптика и радиооборудование.

Бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232/263 (6-Rad) оснащались прицелами TZF 3а (пушка) и Kgz 1 (пулемет). Стандартное радиооборудование состояло из радиостанции FuG Spr Ger "А". Дополнительно каждый бронеавтомобиль комплектовался комплектом сигнальных флажков и ракетницей.
В состав дополнительного оборудования входили маскировочные сетки, аптечка первой помощи (в зажиме у основания башни), огнетушители, запасные части и инструменты (домкрат, рычаг, лом, лопата, топор и др.). Канистры с топливом и водой крепились к зажимам на крыльях и броне силового отделения.

Окраска и опознавательные знаки.

Бронеавтомобили окрашивали согласно стандартным правилам, принятым в немецкой армии.

Бронеавтомобиль

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.263 (6-Rad).

В период 1937-1938 годов бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232/263 несли двухцветный камуфляж, состоявший из пятен землисто-коричневого и серого цветов. Такую окраску имел Sd.Kfz.263, участвовавший в параде на улицах Вены в марте 1938 года. В 1938-1943 годах бронетехнику окрашивали целиком серой краской "Panzer Grau" RAL 7027. Машины, отправленные в Северную Африку, первое время сохраняли европейскую окраску, а затем их перекрасили в песчано-желтый цвет. В 1943 году ввели трехцветный камуфляж.

На бронетранспортерах были нанесены знаки государственной принадлежности - балочные кресты на бортах корпуса и башни. Кроме того, кресты наносили также на лобовую броню и крышу башни. Другой характерной чертой были собственные имена бронемашин, написанные на бортах корпуса.

Бронеавтомобиль

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.263 (6-Rad).

Бронеавтомобили получали регистрационные номера, представляющие собой белые таблички с черными буквами и цифрами. Передний номер был прямоугольной формы размерами 465x90-мм, а задний был почти квадратным (или шестиугольным) - 320x200-мм. По краю номеров шла черная кайма толщиной 5-мм. Регистрационный номер представлял собой сочетание двух букв и многозначного числа. Буквы определяли владельца машины: вермахт, войска СС и т.д., а цифры говорили о принадлежности к определенному войсковому округу (Wehrkreis).

Тактико-технические характеристики.

Тип
Sd.Kfz.231/232/263 (6-Rad)
Экипаж
4/52
Боевая масса, кг
5700/60003
Габариты, мм
5570x1820x2250
Клиренс, мм
270
Удельная мощность, кВт/т
8.0-8.3
Скорость по шоссе, км/ч
65/324
Запас хода, км
3004
Расход топлива на 100 км
33/555
Радиус разворота, м
13/15/16
Склон, °
20
Стена, мм
-
Брод, мм
600
Колея, мм
1810
База, мм
3650
Вооружение
1x20 мм 1x7.92 мм
2 Sd Kfz 263 - 5 человек.
3 Sd Kfz 263 - 6000 кг.
4 По пересеченной местности.
При движении задним ходом скорость составляла от 65 до 32 км/ч.
5 По пересеченной местности.

 



 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки




Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту