Самоходная мортира "Карл"

600-мм самоходная мортира "Карл"

Gerät 040, "установка 040".

мортира600-мм тяжелые самоходные мортиры "Карл" - самые крупнокалиберные из всех применявшихся во второй мировой войне самоходных артиллерийских установок. В 1940-1941 годах были созданы 7 машин (1 прототип и 6 серийных САУ), которые предназначались для разрушения долговременных оборонительных сооружений. Проектирование осуществлялось фирмой "Рейнметалл" с 1937 года. Работы курировал начальник управления вооружения вермахта генерал артиллерии Карл Беккер. В честь него новая арт-система и получила свое имя.

Первую мортиру изготовили в ноябре 1940 года, и она получила имя "Адам". До середины апреля 1941 года были выпущены еще три: "Ева", "Тор" и "Один". В январе 1941 года сформировали 833-й тяжелый артиллерийский дивизион (833 Schwere Artillerie Abteilung), включавший в себя две батареи по два орудия в каждой. На начало Великой Отечественной войны 1-я батарея ("Тор" и "Один") была придана группе армий "Юг", а 2-я ("Адам" и "Ева") - группе армий "Центр". Последняя обстреливала Брестскую крепость, при этом "Адам" произвел 16 выстрелов. У "Евы" же первый выстрел оказался затяжным, и всю установку пришлось везти в Дюссельдорф. 1-я батарея находилась в районе Львова. "Тор" произвел четыре выстрела, "Один" же огонь не вел, так как потерял гусеницу. В июне 1942 года "Тор" и "Один" обстреливали Севастополь, выпустив при этом 172 тяжелых и 25 легких бетонобойных снарядов. Их огнем была подавлена советская 30-я береговая батарея.

самоходные мортиры "Карл"

Фотография самоходных мортир "Карл" (нажмите на изображение для увеличения)

КарлК концу августа 1941 года в войска поступили еще две мортиры - "Локи" и "Зиу". Последняя в составе 638-й батареи в августе 1944 года обстреливала восставшую Варшаву. Мортира, предназначавшаяся для обстрела Парижа, подверглась бомбардировке при перевозке по железной дороге. Транспортер оказался сильно поврежден, и орудие взорвали.

В конце второй мировой войны 600-мм стволы на трех мортирах - это были "Один", "Локи" и "Фернрир" (резервная установка, не принимавшая участия в боевых действиях) были заменены 540-миллиметровыми, обеспечивавшими дальность стрельбы до 11000 м. Под эти стволы были изготовлены 75 снарядов весом по 1580 кг.

Техника Германии второй мировой

Качающаяся часть 600-мм мортиры была установлена на специальном гусеничном шасси. У прототипа ходовая часть состояла из 8 опорных и 8 поддерживающих катков, у серийных машин - из 11 опорных и 6 поддерживающих. Наведение мортиры осуществлялось вручную. При выстреле происходил откат ствола в люльке и всего станка в корпусе машины. В связи с большой величиной силы отдачи самоходная мортира "Карл" перед выстрелом опускалась днищем на грунт, так как ходовая часть не могла воспринять усилие отдачи в 700 т.

Ходовая часть
Самоходная мортира "Карл" Ходовая часть
Нажмите на изображение для увеличения

Боекомплект, который состоял из 8 снарядов, перевозился на двух бронетранспортерах, разработанных на базе немецкого танка второй мировой войны PzKpfw IV Ausf D. Заряжание производилось с помощью стрелы, установленной на бронетранспортере. Каждый такой транспортер перевозил четыре снаряда и заряды к ним. Вес снаряда составлял 2200 кг, дальность стрельбы достигала 6700 м. В носовой части самоходной мортиры "Карл" был установлен дизельный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения "Даймлер-Бенц", использовавшийся на торпедных катерах и задросселированный до 427 кВт, и гидромеханическая трансмиссия с тремя поочередно включаемыми гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота был оборудован пневматическим сервоприводом. Торсионная подвеска соединялась с расположенным в корме редуктором опускания машины на грунт. Редуктор приводился в действие от двигателя машины и посредством рычажной системы поворачивал на определенный угол противоположные балансирам концы торсионов.

Самоходная мортира "Карл"
Техника Германии Самоходная мортира "Карл"
Техника второй мировой войны Период второй мировой войны
Нажмите на изображение для увеличения

Большую проблему представляла транспортировка 124-тонной самоходной мортиры "Карл" к месту расположения предполагаемой огневой позиции. При перевозке по железной дороге самоходная мортира подвешивалась между двумя специально оборудованными платформами (передней и задней). По шоссе машина транспортировалась на трейлерах, разобранная на три части.

Перевозка САУ

Тактико-технические характеристики 600-мм самоходной мортиры "Карл"

Боевая масса, т
124
Экипаж, чел
15-17
Габаритные размеры, мм:
длина
11370
ширина
3160
высота
4780
клиренс
350
Бронирование, мм
до 8
Вооружение
600-мм мортира 040
Боекомплект
8 выстрелов
Двигатель
"Даймлер-Бенц" MB 503/507,12-цилиндровый, дизельный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 426,9 кВт, рабочий объем 44500 см3
Максимальная скорость, км/ч
8-10
Запас хода по шоссе, км
25
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град.
-
вертикальная
-
стенка, м
-
ширина рва, м
-
глубина брода, м
-

мортира "Карл" Снаряд
Самоходная мортира "Карл" Боеприпасы
Нажмите на фотографию для увеличения

Источники:

  • В.Н. Шунков. Вермахт;
  • Jentz, Thomas Bertha's Big Brother: Karl-Geraet (60 cm & 54 cm);
  • Chamberlain, Peter & Doyle, Hillary: Encyclopedia of German Tanks of World War Two;
  • Bertha's Big Brother KARL-GERAET [Panzer Tracts];
  • Walter J. Spielberger: Spezial Panzerfahrzeuge des deutschen Heeres.
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки




Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту