Танк "Черчилль"

Тяжелый пехотный танк "Черчилль"

Infantry Tank Churchill.

Пехотный танк Mk IV «Черчилль»Танк "Черчилль" был создан в середине 1940 года в связи со стремлением Сухопутных войск иметь танк, способный противостоять вновь созданной немецкой 50-мм противотанковой пушке. Конструкция оценивалась как старомодная уже в процессе его создания: каркас корпуса собирался из уголков, на каркасе крепились с помощью заклепок листы обычной стали, а уже на них навешивались листы броневой стали. Танк выпускался в одиннадцати модификациях. На первой модификации артиллерийское вооружение устанавливалось в два яруса: в носовой части корпуса (гаубица калибра 76,2-мм) и в башне (пушка калибра 40-мм).

На последующих модификациях артиллерийское вооружение устанавливалось в башне, однако калибр орудий не превышал 75-мм, и лишь на пятой модификации была установлена 95-мм гаубица. В ходовой части использована независимая балансирная подвеска со спиральными пружинами и катками малого диаметра. С каждого борта имеется по одиннадцати катков. Гусеница металлическая, охватывающая борта корпуса. В качестве двигателя на всех танках "Черчилль" устанавливался бензиновый двигатель жидкостного охлаждения "Бедфорд" с горизонтальным расположением цилиндров. Его мощность (350 л.с.) была явно недостаточна для танка весом 40-45 т. Следствием этого была неудовлетворительная подвижность, особенно на пересеченной местности. В связи с тем, что машина создавалась в спешке, в ее конструкции было немало ошибок, которые устранялись в ходе производства. Танки последних модификаций оценивались, как технически надежные, однако ошибочную основную концепцию исправить так и не удалось. В годы второй мировой войны было выпущено большое количество танков "Черчилль" - 5640 машин, из которых 800 имели огнеметное вооружение ("Черчилль-Крокодил"). На базе "Черчилль" создавались также саперные танки, мостоукладчики, ремонтно-эвакуационные машины.

Пехотный танк «Черчилль»

С началом Второй мировой войны, военное министерство осознало, что условия Западного фронта будут незначительно отличаться от таковых в 1914-18 годов. Это требовало тяжелого пехотного танка, неуязвимого для любой известной ПТП и способного преодолевать широкие рвы. Техническое задание на танк, обозначенный А20, утвердил суперинтендант Управления разработки танков, и фирме "Хэрлэнд энд Воллф" предложили построить прототип. Требовались толщина брони до 80-мм, скорость до 15 миль/ч, способность преодолевать вертикальные препятствия высотой 5 футов и экипаж 7 человек.

танк «Черчилль»

По сути А20 представлял собой наследника "ромбовидных" танков. В качестве вариантов вооружения рассматривались 6-фунтовая, французская 75-мм пушки, 76-мм гаубица и 2-фунтовая пушка. Выбрали установку пары 2-фунтовых пушек в башне и в лобовой части корпуса, а также пулемета в лобовой части корпуса. Четыре прототипа заказали в феврале 1940 года. Испытания прототипа в июне 1940 года. прервались поломкой КП. Тогда же стало ясно, что для сохранения высокой проходимости и подвижности необходимо отказаться от одной 2-фунтовой пушки.

танк «Черчилль»

Это совпало с эвакуацией войск из Дюнкерка, когда у британцев осталось не более 100 танков для защиты метрополии. Поэтому "Воксхоллу" предложили пересмотреть проект А20, сделав его проще в изготовлении и запустить в производство в течение года. Выбор "Воксхолла" в значительной степени объяснялся тем фактом, что для А20 предусматривался V-образный 6-цилиндровый двигатель "Воксхолл-Бедфорд". Опытную модель и всю документацию по А20 передали "Воксхоллу", Комитет по механизации предоставил дополнительных чертежников, и прототип А22 подготовили к ноябрю 1940 г. Первые 14 серийных машин из заказанных 500 поставили в июне 1941 года. Из-за спешности программы разработки дефекты приводили к частым отказам на машинах первых серий. Доводка машины завершилась в 1943 г. А22, получил имя "Черчилль".

танк «Черчилль»

Боевые модификации пехотного танка "Черчилль"

Танк "Черчилль" I. Первая серийная модель, 1941 год. Литая башня с 2-фунтовой пушкой и 7,92-мм СП "Беза". В лобовом листе корпуса установлена 76-мм гаубица. 150 выстрелов к 6-фунтовой пушке и 58 к 76-мм гаубице. Несколько "Черчиллей" I использовались во время рейда на Дьепп 19 августа 1942 г.

Танк "Черчилль" II. Тот же "Черчилль" I, но с заменой 76-мм гаубицы лобовым пулеметом "Беза".

танк «Черчилль»

Танк "Черчилль" ПС8. Тот же "Черчилль" I, но с изменением расположения вооружения - 3-дюймовая гаубица в башне и 2-фунтовая пушка в лобовом листе корпуса. Построен в небольшом количестве. С мая 1942 года началась модернизация большинства выпущенных машин, включавшая установку кожухов гусеничных косынок, усиливавших передние выступы гусеничного обвода. В дополнение ставили кожухи бортовых воздухозаборников с открытыми вверх жалюзи для предотвращения заливания двигателя водой. Для преодоления глубоких бродов на воздухозаборники могли ставиться защитные короба.

Танк "Черчилль" III, модификация, появившаяся в марте 1943 года.

танк «Черчилль»

Корпус танка "Черчилль" был комбинированным - на внутренние листы полудюймовой мягкой стали болтами или заклепками крепились бронеплиты. Первоначально ставилась литая башня. Более поздние модификации имели увеличенную литую, сварную или комбинированную башни. МТО и ведущие колеса располагались в корме, гусеницы охватывали корпус и вместе с индивидуальной пружинной подвеской опорных катков оставляли между верхней и нижней ветвью пространство для бортовых ниш, в которых укладывались боекомплект и ЗИП, что давало "Черчиллю" необычно большой внутренний объем. В бортах имелись эвакуационные люки экипажа. Трансмиссия включала новую четырехскоростную КП "Меррит-Браун", сблокированную с дифференциалами управления, "Черчилль" стал первым британским танком, оснащенным такой коробкой.

танк «Черчилль»

Вооружение модификации I включало 2-фунтовую (40-мм) пушку в башне и 76-мм гаубицу в лобовом листе корпуса. Однако уточнение тактических требований вызывало и изменение вооружения танка в ходе его производства. Как и в случае с британскими крейсерскими ганками, установка 6-фунтовой (57-мм) пушки в 1942 г. потребовала увеличить башню (модификация III). Опыт боев в пустыне в 1941-42 гг. уверил военных в том, что скорость и надежность намного важнее тяжелого бронирования, поэтому производство "Черчиллей" прекратили в 1943 г., когда появились крейсерские танки А27. Однако первое боевое применение "Черчилль" в 1-й Армии в ходе Тунисской кампании и успех их действий на холмистой местности отменили этот приговор танку. В 1943 г. "Черчилля" модернизировали и оснастили (модификация VIII) новой британской 75-мм пушкой.

Поскольку при разработке учитывались ограничения габаритов английских железных дорог, танк "Черчилль" 1942 г., первым среди британских получил 6-фунтовую (57-мм) пушку, установленную в новой сварной башне, заметно отличавшейся внешне. Первые машины III модификации, построенные до мая 1942 г., имели прежние кожухи воздухозаборников и открытый гусеничный обвод. Многие машины модификаций I и II довели до стандарта III установкой новой башни и пушки.

танк

Танк "Черчилль" IV. "Черчилль" III с 6-фунтовой пушкой, но с литой башней с улучшенной бронезащитой. Построен в середине 1942 г. За исключением башни, модификации III и IV идентичны. Боекомплект включал 84 выстрела к пушке. Большинство машин вооружалось 6-фунтовой пушкой Мк 3, но часть машин первых выпусков имела пушку Мк 5, с большей длинной ствола и часто оснащавшуюся уравновешивающим дульным грузиком. Появление в пустыне американских средних танков М3 и М4 показало необходимость вооружения британских танков 75-мм пушкой, способной вести огонь и осколочными, и бронебойными снарядами. Эти работы начались по собственной инициативе в бригадах 1-й Армии, имевшей танки "Черчилль", в Тунисе в январе 1943 г.

В результате 120 "Черчиллей" модификации IV оснастили 75-мм пушками от танков М3, использовав установки и маски от подбитых танков "Шерман". Это были первые танки "Черчилль" (и вообще британские танки) с пушкой такого калибра. Опыт боев в пустыне привел к предложению вооружить британские танки 75-мм пушкой, аналогичной орудиям американских средних танков М3 и М4, успешно действовавших в составе 8-й Армии. Британский вариант 75-мм пушки, допускавший использование американских боеприпасов, разработали на фирме "Виккерс". 75-мм пушка появилась только зимой 1943/44 гг, а тем временем специально под нее была разработана модификация "Черчилль" VII.

танк Черчиль

В то же время с ноября 1943 года выпущенные машины модификации IV доводились до стандарта VII с установкой командирской башенки, нового перископического прицела и 75-мм пушки. Переоборудованные машины, получившие обозначение VI, применялись в Северо-Западной Европе в 1944-45 годах.

"Черчилль" VII. Это значительно измененная модификация "Черчилля" с увеличенной толщиной брони, несущим бронекорпусом, новой сварно-литой башней с командирской башенкой, круглыми эвакуационными люками, усиленной подвеской, усовершенствованной КП, 75-мм пушкой и рядом других изменений. Танк обозначением А22Р использовался в ходе кампании в Европе в 1944-45 годов и после войны. Боекомплект - 84 выстрела. В 1945 году обозначение танка сменили на А42.

"Черчилль" VIII. "Черчилль" VII, но с 95-мм гаубицей.

"Черчилль" IX. Варианты "Черчилля" III или IV, доведенные до улучшенного стандарта установкой тяжелой сварно-литыми башней, как на модификации VII, но с 6-фунтовой пушкой и дополнительными накладными бронелистами на бортах и лобовой части корпуса.

"Черчилль" IX. Переделанные указанным выше способом модификации III или IV, но со старой башней.

"Черчилль" X. Модификация VI, переделанная подобно IX, но с 75-мм пушкой.

"Черчилль" XI. Модификация V с тяжелой башней (как на модификации VIII) и накладной броней.

танк «Черчиль»

"Черчилль Оук". Огнеметный танк, разработанный Управлением "нефтяной войны" в 1942 г., чтобы испытать огнеметный танк в боевых условиях в ходе высадки у Дьеппа. Выполнен на основе "Черчилль" II установкой огнемета системы "Ронсон". Бак с огнесмесью устанавливался в корме, трубопровод проложили вдоль левого борта к брандспойту, установленному между передними выступами гусеничного обвода. В ходе рейда на Дьепп использовались три машины, но все их подбили до начала боев. Дальность действия огнемета "Оук" - 40-50 ярдов.

"Черчилль Крокодайл". После испытаний прицепной цистерны для огнемета на танке "Валентайн" в 1942 г. Генштаб принял в качестве стандартной систему пневматического огнемета, использующего давление азота. Разработка закончилась в 1943 г., первый заказ составил 250 систем с бронированными прицепами-цистернами, а в качестве танка-носителя выбрали "Черчилль" IV. В октябре 1943 г. его заменили модификацией VII. Огнесмесь подавалась из прицепа через гибкий рукав, а брандспойт устанавливался вместо лобового пулемета. Последние партии танков модификации VII при необходимости могли быстро переделать в "Крокодайл".

В сентябре 1941 г. Генштаб просил Танковый комитет проработать возможность установки на крейсерских и пехотных танках орудия больших калибров с высокой начальной скоростью снаряда. Для удовлетворения этих требований вскоре разработали крейсерский танк "Челленджер" с 17-фунтовой пушкой. В отношении пехотных танков выработали требования к установке 76-мм зенитной пушки с ограниченным УГН на шасси "Черчилля". Эти орудия можно было устанавливать на танки в связи с заменой их в зенитной артиллерии на 90-мм пушки.

Infantry Tank Churchill

Всего к маю 1945 г. выпустили 800 комплектов системы "Крокодайл", 250 предназначались для Дальнего Востока.Рейд на Дьепп показал необходимость специальных бронированных машин, способных помочь штурмующим частям. Настоятельно требовалась тяжелобронированная машина для перевозки и установки штурмовых инженерных подрывных зарядов к береговым укреплениям. Лейтенант Донован из Канадского Королевского инженерного корпуса предложил использовать для этого существующие танки. На эту роль планировали "Рэм" и "Шерман", но выбор пал на "Черчилль". Надкалиберный 290-мм миномет, названный "Петард", для выстреливания на дальность 80 ярдов 40-фунтовыми фугасными снарядами, испытали на танке "Ковенэнтер" и модифицировали для установки в маске 6-фунтовой пушки на танке "Черчилль" III или IV. К 6 июня 1944 г. переделали в АУКЕ 180 "Черчиллей", которыми к этому времени оснастили 1-ю штурмовую бригаду 79-й БТД. Впоследствии переделан и еще 574 машины. "Черчилль" АУКЕ сыграл важную роль в кампании в Европе. Несколько АУКЕ лишились вооружения и обычного для них оборудования - такие машины использовались для обучения. Также для АУКЕ выпускались волокуши для перевозки имущества, специальные фашины, подрывные заряды. После войны АУКЕ продолжали развиваться на шасси "Черчилль".

Тактико-технические характеристики "ЧЕРЧИЛЛЬ", модификация VIII

Боевая масса
45 т
Размеры:  
длина
7450 мм
ширина
3450 мм
высота 2150 мм
Экипаж
5 человек
Вооружение 1 х 75-мм пушка Мk V
2 х 7,92-мм пулемета
. 1x7,69-мм зенитный пулемет
Боекомплект
82 снаряда 6525 патронов
Бронирование:  
лоб корпуса
152 мм
лоб башни
152 мм
Тип двигателя
карбюраторный "Бедфорд"
Максимальная мощность 350 л.с.
Максимальная скорость 28 км/час
Запас хода
200 км

Infantry Tank Churchill

  • Infantry Tank Mk IV, Churchill I - базовая модификация, с 40-мм пушкой QF 2 pounder Mk IX в башне, 76-мм гаубицей в лобовом листе корпуса и 7,92-мм пулеметом Besa.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill II - 2 фунтовая (40 мм) пушка и два 7,92-мм пулемета Besa.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill IIcs - версия "непосредственной поддержки" (англ. Close Support) с 76-мм гаубицей в башне и 40-мм пушкой в лобовом листе корпуса.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill III - модификация с новой сварной башней увеличенного размера с 6 фунтовой (57-мм) пушкой QF 6 pounder Mk III и с 7,92-мм пулеметом на месте гаубицы.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill IV - модификация с литой башней аналогичной Churchill III конструкции, с 57-мм пушкой QF 6 pounder Mk III или Mk V.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill IV NA 75 - переоборудованные в Северной Африке "Черчилли" с установкой американской 75-мм пушки M3 вместе с установкой с танка "Шерман", вместо штатной 57-мм.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill V - вариант Churchill IV с 95-мм гаубицей вместо пушки.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill VI - модификация с 75-мм пушкой OQF 75 mm и дополнительной навесной защитой бортов и нижней лобовой части корпуса.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill VII (A22F) - модификация с усиленным до 152 мм лобовым и до 95 мм бортовым бронированием, усиленной ходовой частью и новой командирской башенкой.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill VIII - вариант Churchill VII с 95-мм гаубицей вместо пушки.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill IX - Churchill III и Churchill IV, модернизированные по уровню броневой защиты путем навески дополнительных бронеплит на корпус и установки новой башни до уровня Churchill VII, но с сохранением 57-мм пушки.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill IX LT - Churchill III и Churchill IV, модернизированные аналогично Churchill IX, но с сохранением старой башни (англ. Light Turret - "легкая башня").
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill X - Churchill VI, модернизированные по уровню броневой защиты до уровня Churchill VII путем навески дополнительных бронеплит и установки башни от Churchill VII.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill X LT - Churchill VI, модернизированные аналогично Churchill X, но с сохранением старой башни (англ. Light Turret - "легкая башня").
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill XI - Churchill V, модернизированные по уровню броневой защиты до уровня Churchill VIII путем навески дополнительных бронеплит и установки башни от Churchill VIII.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill XI LT - Churchill V, модернизированные аналогично Churchill XI, но с сохранением старой башни (англ. Light Turret - "легкая башня").

Источники:

  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Барятинский М. Пехотный танк "Черчилль". (Бронеколлекция, 2003 - 6 (51));
  • B. Perrett. Churchill Infantry Tank 1941-51;
  • Chant, Christopher (1997). An Illustrated Data Guide to Battle Tanks of World War II;
  • Churchill Infantry Tank 1941-1951 [Osprey New Vanguard 4];
  • Churchill.British Infantry Tank Mk. IV [AFV Weapons Profile 01].
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки




Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту